День создания Военной инженерно-космической академии им. А.Ф. Можайского

Дата: 20.11.2017

Памятные даты Союза "Ветераны Космических Войск" 

 С образованием Вооруженных Cил Российской Федерации остро встал вопрос об исторической преемственности воинских частей и военно-учебных заведений. Поэтому, 22 сентября 1994 года состоялся приказ Министра оборон Российской Федерации «Об установлении даты создания и проведения годового праздника Военной инженерно-космической академии имени А.Ф. Можайского», в котором говорится: «Исследования архивных документов позволили определить, что прообразом Военной инженерно-космической академии имени А.Ф. Можайского является созданная 16 января 1712 года Инженерная школа… Считать 16 января 1712 года днем создания Военной инженерно-космической академии им. А.Ф. Можайского». Таким образом, исторический путь преемственности военно-учебного заведения от Инженерной школы до Военно-космической академии получил свое логическое завершение.

Историческая справка

Историческим предшественником Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского является одно из первых военно-учебных заведений России Инженерная школа, которая была создана в Москве 16 января 1712 года по Указу Петра Великого. Численный состав обучаемых был определен в количестве 100 человек. Начальником школы был назначен шведский майор инженер Де-Кулон. В 1719 году школа переводится в новую столицу Российской империи г. Санкт-Петербург.

В первые годы своей работы в Санкт-Петербурге школа испытывала значительные трудности из-за отсутствия жилых помещений и учебно-материальной базы. Затем ей был выделен участок земли на Петроградской стороне, принадлежавший графу Бухгарду Кристофу Миниху, в то время президенту военной коллегии, фельдмаршалу и главе военных инженеров. Территория эта называлась «Инженерным двором» и представляла собой большую площадь земли, огороженную деревянным забором, с небольшими деревянными строениями, фруктовым садом и прудом. В 1724 году для Инженерной школы был построен специальный деревянный дом на берегу реки Петровки (ныне Ждановка), а в 1796 году – первое каменное здание, так называемые «Кадетские классы». В дальнейшем территория застраивалась учебными корпусами, подсобными зданиями и сооружениями, постепенно приобретая свой современный облик.

В школе постепенно был налажен учебный процесс, подобран высококвалифицированный преподавательский состав и опытные офицеры-воспитатели. Петербургская Инженерная школа становится первым в российской армии учебным заведением с законченным циклом инженерного образования, постепенно превращаясь в один из признанных и авторитетных центров инженерных знаний в стране.

Режим для учащихся был установлен очень строгий. Все ученики считались рядовыми, находились на солдатском положении и выпускались рядовыми. Только по прибытии в часть по представлению полкового начальства они производились в офицеры.

В 1756 году Главноначальствующий над Инженерным корпусом П.И. Шувалов представил императрице Елизавете Петровне записку о необходимости преобразования существующих в столице военных школ. 22 августа 1758 года Инженерная школа была объединена с Артиллерийской школой в одно учебное заведение – Соединенную Артиллерийскую и Инженерную дворянскую школу. Начальником школы был назначен капитан Н.И. Мордвинов, много сделавший для ее дальнейшего развития. Он перестроил учебный процесс в соответствии с требованиями времени, обогатил его войсковой практикой. Это позволило с 1760 года начать выпуск учащихся с присвоением офицерского звания.

Качество подготовки офицерских кадров в Соединенной Артиллерийской и Инженерной школе было высоким, что позволяло выпускникам достигать особых отличий в служебной деятельности. Так, в 1761 году это учебное заведение досрочно окончил будущий фельдмаршал М.И. Кутузов. В 1797 году корпус окончил крупный ученый-артиллерист и один из родоначальников отечественной ракетной техники А.Д. Засядко. Выпускниками корпуса были три военных министраА.А. Аракчеев. П.П. Коновницын и П.И. Меллер-Закомельский.

В период царствования императрицы Екатерины II Соединенная Артиллерийская и Инженерная школа была переименована в Артиллерийский и Инженерный Шляхетский корпус. В корпусе устанавливалась новая программа обучения, которая значительно превосходила программы обучения в других военно-учебных заведениях. Вводились большие курсы алгебры, геометрии, арифметики, фортификации, химии, гидравлики, механики, истории, географии, черчения, иностранных языков, танцы. Срок обучения был установлен 5 лет.

Особое внимание в корпусе уделялось усилению общеобразовательного элемента и созданию системы нравственного воспитания кадет, были отменены телесные наказания кадет, установлена система поощрений за успехи в учебе. Учреждена медаль «За прилежность и хорошее поведение». В 1773 году в корпусе появилась своя типография, а в 1775 году Музей истории корпуса, библиотека иностранной литературы, лазарет.

Особое внимание уделялось подбору преподавательского состава. В корпусе преподавал первый русский ученый М.В. Ломоносов, создатель периодической системы химических элементов Д.И. Менделеев. Первый русский ученый-астроном, ученик Эйлера – С.Я. Румовский, выдающиеся русские писатели Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский и другие блестящие умы России. В разные годы руководили Кадетским корпусом талантливые организаторы генерал-майор А. Ганнибал, генерал-поручик П. Мелиссино, герой отечественной войны 1812 года, генерал-лейтенант П. Коновницын.

За XVIII столетие корпус выпустил 1 тыс. 600 офицеров. Вклад Артиллерийского и Инженерного Шляхетского корпуса в подготовку высококвалифицированных кадров для русской армии отчетливо проявился в период Отечественной войны 1812 года. Достаточно красноречиво об этом свидетельствует тот факт, что почти все генералы-артиллеристы в Бородинском сражении были выпускниками корпуса.

После восшествия на престол императора Павла I началось очередное реформирование русской армии. Артиллерийский и Инженерный кадетский корпус в 1800 году получил наименование Второго Кадетского корпуса. В связи с двойным увеличением армии в период наполеоновских войн и ростом потребности в подготовленных офицерах было установлено, что дворянские дети, достигшие 16 лет вместо определения прямо в войска, должны являться в петербургские кадетские корпуса для ознакомления с порядком службы и подготовке к офицерскому званию. В 1811-1812 годах из Второго кадетского корпуса было дополнительно выпущено 100 прапорщиков в артиллерию и 200 подпоручиков и прапорщиков в армию. Для подготовки этих дворян 14 марта 1807 года при Втором кадетском корпусе был сформирован «Волонтерский корпус», наименованный через год Дворянским полком. Срок обучения в этом учебном заведении составил 2 года с выпуском два раза в год. За 25 лет своего существования при Втором кадетском корпусе Дворянский полк подготовил 9 тыс. 70 офицеров для русской армии. По положению 1817 года штат Второго кадетского корпуса был рассчитан на 700 учеников. Все предметы обучения делились на три курса: приготовительный – 1 год, общий – 5 лет и специальный – 3 года.

В 60-е годы XIX века в России были проведены крупные реформы. 17 мая 1864 года Второй кадетский корпус был преобразован во 2-ю военную гимназию. Стараниями педагогического коллектива Второй военной гимназии и её директора полковника Г.Г. Даниловича в короткий срок были разработаны основные принципы внутренней организации учебного процесса в реорганизованных учебных заведениях, которые послужили образцом для всех прочих учебных заведений России подобного типа. С 1864 года по примеру Второй военной гимназии начались преобразования во всех кадетских корпусах. После этого кадетские корпуса начинают готовить не офицеров, а кандидатов к поступлению в военные училища, после окончания которых им присваивались офицерские звания.

В феврале 1865 года при Второй военной гимназии были открыты Педагогические курсы для пополнения всех Военных гимназий империи высококвалифицированными педагогическими кадрами, специально подготовленные для работы с контингентом Военных гимназий. На них принимали военных и гражданских лиц, имеющих высшее образование. Срок обучения был установлен в 2 года. Руководила курсами Конференция, созданная из сотрудников Второй военной гимназии во главе с её директором Г.Г. Даниловичем.

К началу 80-х годов выяснилось, что военные гимназии недостаточно хорошо готовят учащихся к обучению в военных училищах, поэтому в июне 1882 года Вторая военная гимназия, наряду с прочими, была вновь преобразована во Второй кадетский корпус, а в феврале 1886 года императором было утверждено «Положение военного совета о кадетских корпусах». В первой главе «Положения» говорилось: «Кадетские корпуса имеют целью доставлять малолетним, предназначенным к военной службе в офицерском звании и преимущественно сыновьям офицеров, общее образование и соответствующее их предназначению воспитание».

31 января 1910 года император Николай II высочайше повелел: «Вследствие установленной по историческим данным преемственности 2-го кадетского корпуса от учрежденной императором Петром I 16 января 1712 года в г. Москве Инженерной школы, Государь император в 31 день января сего года, высочайше повелеть соизволил отдать Второму кадетскому корпусу старшинство со дня учреждения названной школы, то есть с 16 января 1712 года». Таким образом, Второй кадетский корпус официально стал преемником Инженерной школы, основанной Петром Великим.

Отречение императора и приход к власти Временного правительства положили конец эпохе, когда кадетские корпуса были неотъемлемой частью стройной системы подготовки военных кадров. По решению Временного правительства в 1917 году Кадетский корпус был переименован в Гимназию военного ведомства. При этом отменялось ношение погон и прочая военная атрибутика. Кадеты, воспитанные на славных традициях русской армии, самым негативным образом отнеслись ко всем этим нововведениям.

После Октябрьской революции 1917 года Кадетский корпус был упразднен, но советскому государству, в условиях разраставшейся гражданской войны, требовались подготовленные военные кадры. Поэтому на учебно-материальной базе Второго кадетского корпуса были созданы различные советские военно-учебные заведения. В начале это были 6-е Петроградские пехотные курсы, затем Военно-техническая школа Красного воздушного флота, Военно-теоретическая школа Красного воздушного флота, Первое ленинградское военное авиационно-техническое училище, Вторая ленинградская школа авиамехаников, Ленинградские авиационно-технические курсы усовершенствования ВВС Красной армии.

После завершения гражданской войны началась реорганизация Красной армии. В помещениях бывшего кадетского корпуса с 20-х годов XX века располагались два военно-учебных заведения ВВС – Военно-техническая школа Красного воздушного флота и Военно-теоретическая школа. Здесь совершенствовали свои знания и шагнули в небо прославленные авиаторы В.А. Коккинаки, А.В. Ляпидевский, В.А. Судеец, Г.Ф. Байдуков, Н.П. Каманин и другие.

В 30-е годы XX века Военно-техническая школа стала хорошо известна в стране как лучшее авиационно-техническое учебное заведение. В 1934 году школа была переименована в «Курсы усовершенствования технического состава РККА» им. Ворошилова. В мае 1938 года курсы были преобразованы в «Первое Ленинградское военно-авиационное техническое училище» им. Ворошилова.

Другим военно-учебным заведением, располагавшимся на территории бывшего Второго кадетского корпуса, была Военно-теоретическая школа, переименованная в 1933 году в «Пятую военную школу техников по вооружению ВВС Красной армии». В 1938 году школа была преобразована во «Второе Ленинградское военное авиационное училище».

27 марта 1941 года на базе Ленинградского института гражданского военного флота была сформирована Ленинградская военно-воздушная академия Красной армии, которая располагалась в авиационном городке (Пулково). Часть педагогического состава Первого Ленинградского военно-авиационного технического училища им. Ворошилова и Второго Ленинградского военного авиационного училища были переведены в состав новой академии. Становление нового военно-учебного заведения проходило в суровые годы Великой Отечественной войны. За годы войны, находясь в эвакуации в городе Йошкар-Ола, академия подготовила 2000 военных авиационных инженеров.

В этот период одну из кафедр академии возглавлял сподвижник К.Э. Циолковского профессор Н.А. Рынин. 9-ти томная энциклопедия Н.А. Рынина «Межпланетные сообщения» получила высокую оценку в мировой науке. Н.А. Рынин был одним из организаторов Ленинградской группы изучения реактивного движения (ГИРД), заложившей основу отечественных исследований в области ракетной техники.

  В 1945 году Ленинградская военно-воздушная академии была награждена Орденом Красного Знамени и возвратилась в Ленинград. Академию разместили в исторических корпусах, где ранее располагался Второй кадетский корпус, советские авиационные училища, а в годы войны армейские склады и госпиталь.

В 1955 году академии было присвоено имя А.Ф. Можайского – талантливого русского инженера и механика, создателя первого отечественного самолета. С образованием нового вида войск – РВСН, академия входит в их состав и начинает подготовку кадров для ракетных войск и первых космических частей.

В 60-90-е годы XX века академия неоднократно переименовывается, не изменяя своей основной специализации в подготовке высококвалифицированных специалистов по нескольким десяткам инженерных специальностей. В 1961 году академию посетил главный конструктор отечественной ракетной техники С.П. Королев, который дал высокую оценку работам, которые проводились в академии.

Сегодня ученые академии ведут исследования по широкому кругу проблем, связанных с развитием знания о космосе, совершенствованием космической техники, освоением космического пространства. В академии сложились научные школы, ориентированные на исследование фундаментальных проблем. Ученые академии сделали важные теоретические открытия, на основе которых получены значительные практические результаты. Эти исследования успешно используются в практической космонавтике.

Научными коллективами преподавателей и курсантов создан новый тип космических аппаратов «Можаец».