Научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев»: история и судьба?
Научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев» (НИС КВП) – одно из судов 9-го Отдельного морского командно-измерительного комплекса, входившего в состав ГУКОС МО СССР (9 ОМКИК, открытое наименование – «Служба космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР, СКИ ОМЭР АН СССР»).
Назначение флота 9-го ОМКИК – находясь в тех районах Мирового океана, где траектория космических аппаратов проходит вне зон радиовидимости наземных измерительных пунктов, принимать телеметрию с космических аппаратов, управлять ими, обеспечивать связь ЦУПа с космонавтами.
Свои первые работы суда этого флота выполнили в 1961 г.: сопровождение старта первой АМС к Венере и связь с космическим кораблём «Восток» с Юрием Гагариным на борту.
До 1990 г. этот флот состоял из 11 судов. К настоящему времени осталось существовать лишь одно – НИС «Космонавт Виктор Пацаев».
Историческая справка
НИС «Космонавт Виктор Пацаев» построено в 1968 г., как лесовоз «Семен Косинов», в 1978 г. перестроено в НИС по проекту 1929 и получило имя Героя Советского Союза Виктора Ивановича Пацаева, космонавта СССР, инженера-испытателя в экипаже космического корабля «Союз-11», погибшего 30 июня 1971 г. при спуске корабля с орбиты.
В свой первый рейс «Космонавт Виктор Пацаев» вышел 19 июня 1979 г.
С 1979 по 1994 год «Космонавт Виктор Пацаев» совершил 14 рейсов и за 2 568 суток нахождения в океане прошёл 417 070 морских миль.
Судно сопровождало пилотируемые полёты по программам «Салют-Союз» и «Мир-Союз», старты множества спутников связи, ТВ-вещания и навигации, спутников системы предупреждения о ракетном нападении, принимал участие в испытаниях беспилотного орбитального ракетоплана БОР-4. и многоразовой системы «Энергия-Буран».
В 1995 г. в связи с ликвидацией 9-го ОМКИК НИС «Космонавт Виктор Пацаев» вместе с тремя другими однотипными судами передано из ведения Министерства обороны России в Российское космическое агентство, в НПО Измерительной техники, гор. Королёв.
С 2001 г. стоит у причала Музея мирового океана, гор. Калининград и предоставляет свои помещения под выставки Музея.
С 2003 г. по сентябрь 2017 г. использовалось по прямому назначению в контуре управления российским сегментом Международной космической станции.
Окончание использования судна по прямому назначению, предполагавшееся уже 3-4 года назад, грозило его ликвидацией, как непрофильного актива АО «НПО Измерительной техники».
Предвидя это, ветераны 9-го ОМКИК организовали сбор средств на проведение историко-культурной экспертизы, по результатам которой в 2016 г. судно было включено в Государственный реестр объектов культурного наследия народов России федерального значения. Таким образом судно получило защиту Закона от уничтожения.
Следующая задача ветеранов – добиться не только сохранения судна, но и организации на его борту уникального по содержанию Музея космонавтики и флота космической службы.
На судне и в его лабораториях (в постах) полностью сохранено и до последнего времени оставалось работоспособным специальное радиотехническое оборудование: антенные установки, комплекс приёма и обработки телеметрии МА-9МКТМ-4К, система УКВ-связи «Аврора-К», системы спутниковой связи СМК, станция СЕВ «Кипарис-К», приёмо-передающее оборудование КВ-связи и многое другое.
Множество экспонатов, книги из личных библиотек по морской и космической тематике, множество фото- и видеоматериалов готовы предоставить в распоряжение Музея ветеранские организации.
Проблема состоит в том, что
- АО «НПО Измерительной техники», АО «Российские космические системы», куда входит НПО, и госкорпорация Роскосмос под разными предлогами категорически отказываются содержать судно далее и, тем более, обустраивать на нём музей
- Министерство культуры, куда мы обращались с предложением принять судно для расширения «исторической флотилии» Музея мирового океана, также отвечает отказом
- Основной довод обеих сторон – отсутствие средств на ремонт и содержание судна. По нашим сведениям, стоимость ремонта – от 150 до 200 млн.руб., стоимость содержания – от 15 до 18 млн.руб. в год.
Наши предложения в Минкультуры обратиться в Правительство о выделении целевого финансирования на ремонт и содержание судна остались без внимания.
Текущее положение дел
24 ноября 2017 г. на совещании у зам. Министра культуры О.Рыжкова было оглашено решение: Роскосмос передаст НИС КВП в Межрегиональную общественную организацию «Меценаты России». Это решение было поддержано присутствовавшим на совещании зам. председателя правительства Калининградской области Г.Гольдманом.
У ветеранов такое решение вызвало непонимание и ряд вопросов.
- Во-первых, «Меценаты» – малоизвестная организация, с неизвестной репутацией, с неизвестным нам опытом реализации масштабных проектов и, главное, с неизвестными источниками финансирования.
- Во-вторых, «Меценатов» Роскосмосу предложил Минкульт, при этом ранее из письма другого замминистра культуры, В.Аристархова, мы узнали, что Минкульт «считает целесообразным передачу судна в Калининградскую область для использования в качестве туристско-гостиничного комплекса». Мы подозреваем, что таким образом НИС КВП должен будет сократить дефицит гостиничных мест в Калининграде в дни Чемпионата мира по футболу.
При этом, как мы узнали от руководителя «Меценатов», в его намерения входит проведение повторной историко-культурной экспертизы. Зачем? Чтобы лишить судно статуса объекта культурного наследия и однажды ликвидировать его за ненадобностью?
Не имея со стороны «Меценатов» гарантий сохранности судна, мы считаем принятое 24 ноября решение сомнительным.
Мы снова вынуждены искать помощь у Правительства России. Теперь – просим приостановить сделку до выяснения её обстоятельств и правомочности.
Мы ищем надёжные организации, способные взять на себя содержание судна и обустройство на нём музея. Так, мы ожидаем ответа от Командующего Западным военным округом А.Картаполова на наше предложение принять судно в парк «Патриот», создание которого планируется в гор. Кронштадт.
Мы ищем любые источники финансирования на случай, если нам, ветеранам, самим придётся организовывать предприятие, чтобы содержать судно до лучших времён, с уверенностью, что оно не будет вопреки нашему мнению кем-то продано на слом.
С этим мы хотим обратиться к Петербургу – к городу, на верфях которого создавался флот космической службы, в том числе – НИС «Космонавт Виктор Пацаев»
Владимир Прощенко,
ветеран 9-го ОМКИК, НИС «Космонавт Георгий Добровольский»