" Салют - 7 ". Герой не с экрана . Владимир Джанибеков

Дата: 28.11.2017

На экране в актовом зале Суворовского училища МВД, где проходила встреча, меняются слайды, на них - наши космонавты: командир корабля «Союз Т-1З» Владимир Джанибеков и борт-инженер Виктор Савиных. В 1985 году именно их самых опытных на тот момент космонавтов - отправили к аварийной станции.

Орбитальная станция «Салют-7» перестала отвечать на сигналы из Центра управления полетами, она полностью вышла из-под контроля и начала приближаться к Земле. Куда она упадет, предсказать было невозможно.

История спасения космической станции легла в основу российского блокбастера «Салют-7», а космонавты – герои стали прототипами героев фильма.

- Сразу скажу: никакого отношения к этому фильму я не имею. Со мной никто не советовался, ничего не обсуждал, - огорошил суворовцев Владимир Александрович.  

- Это художественный фильм о ремонтной экспедиции, неплохой по восприятию. Много красивых, захватывающих кадров. Земля, которую показывают, действительно из космоса воспринимается также.

Но фильм - фантазия авторов, в нем много «голивудчины». Ну не было у нас руководителя отдела, готового расстрелять станцию, не было и партийного давления «сверху»! Напротив, в сложившейся ситуации все ведомства предлагали свою помощь. В Узбекистане срочно запустили новый оптический инструмент. Даже номер корабля «Союз Т-1З» хотели заменить... Чувствовалась поддержка и желание нам помочь. А в фильме этого нет, зато есть «страшилки». На самом деле все было не так.

И дважды Герой Советского Союза Владимир Джанибеков поделился с курсантами невыдуманными историями.

Он сравнил работу на космической станции с. .. гаражом, в котором есть вода, консервы «завтрак туриста», но полностью отсутствуют электричество, вентиляция и температура воздуха - 5-7 градусов. И в запертом пространстве, в темноте вам надо провести капитальный ремонт автомобиля с приличным пробегом.

Владимир Александрович рассказал, как среди тысяч датчиков космонавты смогли отыскать тот, который отрубил зарядку всех солнечных батарей. Как борт-инженер «вслепую» пытался подключиться к солнечным панелям, а командир старался подсветить ему отражением света от иллюминатора с помощью куска фольгированной обертки.

Джанибеков вспомнил о бытовых проблемах, с которыми пришлось бороться экипажу. Не хватало кислорода, а показатель СО2 на станции был выше всех допустимых норм. Работали в мокрой одежде, потому что не во что было переодеться. Мерзли и мечтали съесть чего-нибудь «горяченького», ведь сублимированные продукты требовалось залить кипятком, да где же его было взять? А чтобы убрать воду с приборов, использовали все, что может впитывать влагу (даже старые скафандры для этого разрывали). «Но воды в атмосфере, как показано в фильме, у нас не было», - уточнил Владимир Александрович.

Мальчишки слушали, затаив дыхание. Перед ними стоял настоящий герой, не киношный, который считает, что это был «рядовой полет - ничего особенного».

- Режим ручного сближения и стыковки со станцией уже был отработан, поэтому больших сомнений, что справимся с задачей, не было. Мы не летели «в один конец», мы обещали вернуться! – подвел итог встречи Владимир Джанибеков.

источник: Нарвская застава, выпуск 371