День памяти Скрынника Владимира Ивановича: пилота - аэронавта.

Дата: 23.10.2017
23 октября день памяти Скрынника Владимира Ивановича, пилота - эронавта, погибшего в катастрофе дирижабля СССР В7-бис "Челюскинец" в ночь 23-24 октября 1935 года в Ленинградской зоне.

Воспоминания командира дирижабля СССР – В7 о катастрофе.
8 января 1992 г.
Уважаемый Макар Иванович!

Мне позвонил Ваш сын, Борис Маркович, и просил сообщить подробности катастрофы дирижабля СССР – В7, в которой погиб ваш брат – Владимир Скрынник. Это произошло ночью, в октябре месяце 1935 года на окраине города Колпино, Ленинградской обл.
Прошло уже более полувека и постараюсь вспомнить эту тяжелую трагедию.
Я был командиром этого дирижабля. К нам в экипаж прибыл молодой пилот, окончивший Московскую воздухоплавательную школу. Был скромными всем интересующим пилотом. Быстро овладел техникой пилотирования дирижабля. Это был Владимир Скрынник.
В начале октября м-ца мы на дирижабле СССР-В7 перелетали из Москвы в Ленинград. Базировались ы эллинге около Гатчины. Выполняли полеты по плану учения ПВО г. Ленинграда.
После успешного завершения учений, которые проходили в очень сложных погодных условиях, нас оставили в Ленинграде для участия в учениях Балтийского флота. По ходу учений нам нужно было производить посадку на воду в Финском заливе, высаживать и принимать на борт людей.
Имеющееся время, до начала учении с Балтфлотом, мы использовали для отработки техники посадки дирижабля на воду.
В очередной полет, в конце октября, мы ушли  в город Петрозаводск, где успешно произвели посадку на Онежском озере и после высадки и приема людей вылетели обратно на свою базу.
Произошло для нас тогда не понятно. Для завершения полета, за 5 километров до базы, дирижаблю не хватило горючего, Моторы остановились, и мы перешли в свободный полет, т.е. так, как летают простые аэростаты. Мы надеялись, выбрав подходящее место, произвести вынужденную посадку с сохранением материальной части.
Дело осложнялось тем, что наступала ночь и для продолжения полета у нас уже не оставалось балласта.
Увидев по огням, населенный пункт мы решили производить снижение в полной темноте. К несчастью дирижабль попал на высоковольтную линию электропередачи, произошло короткое замыкание, пламя и мгновенно загорелась оболочка дирижабля с газом (водородом). Мы в это время находились на высоте 6-8 метро и подал неоднократно команду «прыгать, прыгать!». Когда убедился, что из пилотской кабины все выпрыгнули, я покинул дирижабль. При приземлении ушибов никто не получил, т.к. попали на мелкое болото. Вл. Скрынника с нами не оказалось. Дирижабль сгорел в считанные минуты. Все это происходило ночью. Утром был обнаружен сгоревший пилот Владимир Скрынник.
По результатам расследования была установлена причина его гибели.
Находясь в пилотской кабине, после возникновения пожара и команды «прыгать», побежал в радиорубку, где находился его прицепной парашют.
Провидимому, он предполагал, что внезапный пожар произошел на высоте и надо прыгать с парашютом. Так его и обнаружили с прицепным парашютом в руках. Определить истинную высоту нахождения дирижабля, ночью при полном отсутствии видимости, конечно было нельзя.
По данной катастрофе проводилось расследование, а потом и военный трибунал. Был осужден я, как командир дирижабля, штурман и начальник ленинградского порта дирижаблей.
Основное обвинение – «неправильный расчет горючего для выполнения данного полета»
Ни я, ни штурман тогда не понимали этого обвинения. Расчет производился по методу, предусмотренному постановлением по полетной службе. Но, как объяснили, что раз бензина не хватило, значит в расчете горючего вы что-то недоучли!?
Все выяснилось через год, когда был построен по тем же чертежам, что и СССР-В7, дирижабль СССР-В8.
Заводские и государственные испытания дирижабля СССР-В8 показали, что летные характеристики по расходу горючего и скорости полета значительно отличаются от тех, которые были внесены в формуляр дирижабля СССР-В7, как «результат проведенных летных испытаний». Дальнейшим расследованием причин такого расхождения было установлено, что летных испытаний дирижабля СССР-В7, по определению скорости полета и расхода горючего на разных режимах работы двигателей, не проводились, а в формуляр были внесены расчетные данные конструкторского бюро. Рано или поздно мы когда- либо остались бы без бензин, т.к. пользовались для расчета полета неправильными данными (скорость полета была завышена, а расход горючего занижен).
По данному злоупотреблению были привлечены к уголовной ответственности начальник констр. бюро, уговоривший командира дирижабля внести в формуляр непроверенные в полете данные по скорости полета и расходу горючего, и командир дирижабля проводивший летные испытания дирижабля СССР-В7.
Приговор был суровым – Начальник КБ был осужден на 25 лет, командир дирижабля на 12 лет.
Вот так закончилась трагедия, унесшая жизнь молодого пилота Владимира Скрынника.
Что поделать, вероятно судьба!
После этой катастрофы мне «пришлось участвовать» в катастрофе дирижабля СССР-В6. Тоже связано с пожаром. Сгорели 13 отважных дирижаблистов. Спаслись 6, в том числе и я. Почему – не знаю ?!
Посылаю фотографии и книгу «И опять мы в небе». Может быть это облегчит вашу память о родном брате Владимире Скрыннике! В катастрофах дирижаблей погибло не мо..
Точно не могу утверждать, но по-видимому он был похоронен в гор. Колпино Ленинградской обл. ( в месте катастрофы дирижабля СССР-В7, в 1935 г.)
Мужайтесь! В войну я потерял 3-х братьев.


С уважением и добрыми пожеланиями КД СССР-В7 полковник в отставке Вл. Устинович

Материал, предоставлен Скрынником Борисом Марковичем