Первая в мире автоматическая стыковка в космосе двух искусственных спутников земли

Дата: 30.10.1967

30 октября 1967 года – Впервые в мире автоматическая стыковка в космосе двух ИСЗ«Космос-186» (запущен 27.10.1967) и «Космос-188» (запущен 30.10.1967). Оба СА возвращены на землю. 

  Стыковка одна из наиболее сложных и ответственных технических операций, которые проводятся в космосе. Для того чтобы остыковать вместе два космических аппарата, необходимо их предварительно сблизить, причем очень аккуратно с малой скоростью особенно на конечном участке, чтобы исключить соударение друг с другом. 30 октября 1967 года спутники «Космос-186» и «Космос-188» впервые осуществили автоматический взаимный поиск, сближение, причаливание и стыковку в космосе.

 Сначала (27 октября в 12 часов 30 минут по московскому времени) на орбиту был выведен «Космос-186». Он — «активный» и должен с помощью радиолокационной антенны обнаружить второй спутник, подойти к нему и состыковаться. 30 октября, перед пролетом спутника «Космос-186» над космодромом, в плоскости его орбиты был запущен «пассивный» спутник«Космос-188». Он был выведен на орбиту своего «активного» напарника с опережением его на 24 км, с задачей «смотреть» на «Космос-186», посылать ему ответные сигналы, обозначая свое местоположение в пространстве. По команде с Земли были включены установленные на спутниках системы ориентации и автоматического управления, приведены в действие счетно-решающие устройства. «Космос-186» со скоростью около 90 км/час сближался со своим напарником. Когда расстояние между спутниками сократилось до 300 м, выключилась двигательная установка, заработали двигатели малой тяги. Скорость сближения снизилась до 0,5-1 м в секунду, спутник подошел к спутнику. Затем штанга стыковочного узла «Космоса-186» вошла в конусообразный захват «Космоса-188». Таким образом, 30 октября 1967 года в 12 часов 20 минут по московскому времени была выполнена первая в мире автоматическая стыковка двух космических кораблей.

 

«Корабли действительно состыковались: космическое чудо свершилось, они летели вместе, связанные стыковочным механизмом… Самым важным в этом по-настоящему космическом деле оказалось то, что уникальное достижение не стало научно-техническим трюком, чтобы только показать, лишь продемонстрировать, на что способна страна Советов, как это неоднократно бывало у нас; оно положило начало целому направлению в пилотируемой космонавтике, сначала советской, а затем международной, Можно без преувеличения сказать, что автоматическая стыковка стала одним из краеугольных камней, на которых держалась и до сих пор держится техника пилотируемого космического полета».

 

Телевизионное изображение состыкованных аппаратов, а также телеметрическая информация передавались на Землю бортовыми радиотелевизионными установками и телеметрическими системами и принимались сетью наземных пунктов. Около двух витков вокруг Земли аппараты летали вместе как одна космическая станция. В 15 часов 50 минут 30 октября по команде с Земли была проведена автоматическая расстыковка искусственных спутников. Затем они последовательно возвратились на Землю. 


Автоматическая стыковка искусственных спутников Земли – это новая выдающаяся победа советского народа в освоении космического
пространства. Была решена сложнейшая научно-техническая проблема автоматической стыковки космических аппаратов на орбите. Это открыло широкие перспективы создания больших космических комплексов, способных проводить сложные и разносторонние исследования
космического пространства. Именно автоматическая стыковка космических аппаратов является отличительной особенностью советской/российской космонавтики. В автоматическом режиме стыкуются к российскому сегменту МКС пилотируемые корабли “Союз”, грузовые корабли “Прогресс” и ATV. Необходимо отметить, что, в случае проблем с автоматикой, ручной режим на российских кораблях также предусмотрен.